Никополь. Пристань Русского общества пароходства и торговли, пароход "Сестра", 1912 год. Собственное издание книжного и писчебумажного магазина Вениамина Вайнштейна в Никополе.
История о пароходе "Сестра".
Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) было основано в 1856 году. Правление находилось в Санкт-Петербурге, а главная Контора располагалась в Одессе. Общество являлось крупнейшей пароходной компанией Причерноморья.
Колёсный буксирный пароход "Сестра" был построен в 1882 году по заказу РОПиТ на судоверфи "Майер" в городе Линц, Австро-Венгерская империя. Имел длину 52 м, ширину - 8 м, осадку - 0,8 м. Столь малая осадка позволяла пароходу совершать рейсы по Днепру, не рискуя случайно сесть на мель. Экипаж составлял 13 человек, скорость хода - 10 узлов (18 км/ч). Паровая машина развивала мощность 300 л.с. Пароход вмещал 22 пассажира 1-го класса, 32 пассажира 2-го класса и 60 пассажиров 3-го класса, причём последние располагались прямо на палубе, в то время как пассажиры 1-го и 2-го классов путешествовали в комфортабельных каютах. Пароход эксплуатировался на Днепре ниже порогов, был приписан к порту Одесса под № 477. Возил пассажиров из Одессы в Херсон и Николаев, а также по Днепровской линии от Херсона до Александровска (Запорожья), по пути заходя ещё в 14 портов, в том числе Никополь. Никопольскому пассажиру, чтобы попасть на пристань Русского пароходства, нужно было спуститься по Думской (сейчас - Атаманской) улице, мимо аптеки Горнштейна, здания Городской Думы, пятиглавого Свято-Покровского собора, гостиниц "Россия" и Милкова, и, оказавшись на берегу Днепра, повернуть направо. Именно там располагались пассажирские пристани: частная - пароходства Кумана и Шавалды, и государственная - РОПиТ. Пароходы, приближаясь к Никополю, издавали гудки, при этом частные гудели тонко и пронзительно, а государственные - мощно и басовито, так что пассажиры могли заранее понять, чей пароход подходит к пристани.
Плаванье парохода "Сестра" не обошлось без происшествий. Так, в 1896 году, во время очередного рейса из Александровска в Никополь, пароход налетел на подводный камень, получив большую пробоину в носовой части. Судно вынуждено было выброситься на берег. Авария произошла в результате значительного спада воды в Днепре, изменившего свой фарватер. Пассажиры и груз не пострадали. В 1913 году в газете "Херсонский курьер" была опубликована заметка: "ТЫ НЕ СЕСТРА! Шедший из Николаева в Херсон под парами пароход «Сестра» протаранил баркас с двумя пассажирами. К счастью, люди не пострадали, а вот баркас превратился в дрова".
Во время Первой мировой войны пароход был мобилизован и с 8 июля 1915 года зачислен в состав Северо-западной партии траления Черноморского флота в качестве тральщика Т-58, однако уже 10 августа 1915 возвращён обратно Русскому пароходству.
На момент Октябрьской революции 1917 года пароход "Сестра" оказался в одесском порту и тем избежал национализации большевиками, как это случилось, например, с пароходом "Брат", находившимся тогда в порту Никополя.
7 февраля 1920 года Одесса была захвачена Красной Армией. Накануне Одесской катастрофы, во время паники, царившей в городе, пароход "Сестра" не успел эвакуироваться. Дело происходило зимой, и Одесская бухта была покрыта льдом. Вырваться из осаждённой Одессы в Крым удалось далеко не всем судам, ведь каждому из них путь во льдах пробивал английский ледокол, а их было совсем немного. В результате пароход "Сестра" в числе прочих оказался в руках большевиков. Был передан Черномортрану Наркомата путей сообщения.
Списан на слом в 1927 году.
Из истории водного сообщения в Никополе
10:30, 10 травня 2017 р.
Аналітика