5 главных правил общения с ГАИшниками и представителями патрульной полиции

Что делать водителю, если остановили, попросили открыть багажник, дыхнуть или заставляют отгонять машину на штрафплощадку.

Каждому водителю, даже самому дисциплинированному, время от времени приходится общаться с сотрудниками ГАИ (а жителям столицы — с представителями новой патрульной полиции). Власть обещает, что вскоре полиция заменит привычных автоинспекторов по всей стране. Поэтому нелишним будет напомнить водителям о том минимальном наборе знаний, которыми он обязан запастись, выезжая на дорогу. Причем неважно, с кем им придется общаться — с "новыми" или пока еще "старыми": правила для всех одинаковы, пишет "Сегодня".

ПРИЧИНЫ ОСТАНОВКИ НА ДОРОГЕ

Недавно законных причин для остановки транспорта было 11. Одна из них — с формулировкой "проведение целевых мероприятий (операции, отработки, планы) для проверки документов на право использования и управления транспортным средством". И именно она, по сути, развязывала руки инспекторам, позволяя останавливать под предлогом "отработки" практически всех.

После вступления в силу Закона "О Национальной полиции" осталось 10 причин остановить автомобиль.

1. Водитель нарушил Правила дорожного движения.

2. На автомобиле нет номерного знака, он размещен неправильно, закрыт посторонними предметами или его невозможно прочитать с расстояния 20 метров.

3. Есть очевидная техне­ис­правность транспортного средства.

4. Поступила информация о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к созданию ДТП, криминального или административного правонарушения, либо если есть информация о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или средством создания ДТП, криминального или административного правонарушения.

5. Транспортное средство находится в розыске.

6. Нужно опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах случившегося ДТП, криминального или административного правонарушения, свидетелями которого они могли быть.

7. Необходимо привлечь водителя транспортного средства для помощи другим участникам дорожного движения, полицейским или привлечь как свидетеля во время оформления протоколов об административных нарушениях или материалов, касающихся ДТП.

8. Уполномоченный орган принял решение о запрете или ограничении движения.

9. Способ крепления груза на транспортном средстве создает опасность другим участникам дорожного движения.

10. Нарушен порядок использования специальных световых или звуковых сигналов.

Грязные номера. Они — повод остановить ваше авто.

Итак, по новым правилам, если водитель строго соблюдает ПДД, его автомобиль исправен, номерные знаки чистые и на своих местах, а груз, если он есть, закреплен надежно — причин для остановки нет. Так ли это, покажет время, но полностью исключать вероятность быть остановленным водителю все-таки не стоит.

Правила остановки транспорта и поведения представителей правоохранительных органов четко регламентированы. Останавливаться нужно в двух случаях: когда патрульный автомобиль со включенным проблесковым маячком "пристроился" за вами и воспользовался громкоговорителями. Судя по всему, о таком предмете, как жезл, водителям постепенно стоит забыть — его в арсенале технического оснащения новой полиции не будет, а замену еще не придумали. Поэтому новые полицейские, помимо громкоговорителей, используют для остановки жесты руками, которые, кстати, уже вызвали критику: водители не знают, как выучить новые спецжесты, которых пока нет в ПДД.

Кроме того, в сегодняшней ситуации в столице (а в скором времени так будет и во многих других городах страны) многих сбивает с толку постоянное передвижение патрульных автомобилей со включенными проблесковыми маячками синего цвета. Водители подсознательно (ведь так учили в автошколе!) ищут возможность уступить дорогу автомобилю с включенным маячком, а некоторые даже останавливаются, если авто полицейских появляется в зеркале заднего вида. Вместе с тем, уступать дорогу нужно, только если вместе с синим проблесковым маячком включена звуковая сигнализация либо проблесковый маячок другого цвета. Которых, кстати, по технической ошибке у новых патрульных автомобилей пока нет.

Маячки. Останавливаться при их виде необязательно.

ЕСЛИ ВАС ВСЕ-ТАКИ ОСТАНОВИЛИ

Водитель обязан останавливаться по требованию работников правоохранительных органов с соблюдением Правил дорожного движения, а после включить аварийную световую сигнализацию. Нарушение правил остановки может служить законным поводом для штрафа.

Выходить из машины не нужно. Более того, украинским водителям стоит избавляться от привычки общаться с патрульными за пределами автомобиля. Ведь нынешние законы и правила постепенно перенимают зарубежный опыт, а во многих странах попытка водителя выйти из машины навстречу полицейским может быть воспринята как угроза. Остановившись по требованию патрульного, нужно оставаться в автомобиле и приоткрыть окно для общения с ним.

В свою очередь, правоохранитель обязан поздороваться, четко и внятно назвать свою должность, звание и фамилию, после чего сообщить водителю причину остановки. По требованию водителя он также обязан предъявить свое служебное удостоверение. Водитель же должен предъявить документ на транспортное средство и удостоверение, дающее право на управление им. Страховой полис, который так любят требовать инспекторы ГАИ, водитель обязан иметь при себе, но вот показывать его нужно лишь в случае ДТП.

Ни один законодательный акт не обязывает его передавать документы в руки инспектору — их можно показывать даже через стекло, давая возможность прочитать и при необходимости переписать данные. Разумеется, пытаться брать в руки служебное удостоверение остановившего инспектора тоже категорически не стоит.

Статья 40 нового Закона "О Национальной полиции Украины" дает право на использование патрульными средств фото- и видеофиксации, причем как установленных в патрульном автомобиле, так и закрепленных на форменной одежде на видном месте. При необходимости полицейские могут использовать информацию с чужих видеорегистраторов — кстати, эта формулировка фактически узаконивает применение водителями этих устройств.

Права. Их вовсе необязательно давать в руки представителю власти — достаточно показать.

НЕ ДЫШИТЕ НА СОТРУДНИКА

До сих пор самым распространенным требованием работников ГАИ остается старый народный метод освидетельствования на предмет алкогольного опьянения: они просят "дыхнуть", причем подразумевая в качестве экспертной оценки не алкотестер, а обоняние инспектора. Такое требование незаконно! Для этого есть строго прописанная процедура.

Если у инспектора возникло подозрение, что водитель принимал на грудь, он обязан сообщить ему об этом и предложить пройти тест добровольно. Несмотря на слово "добровольно", отказ от освидетельствования приравнивается к признанию в употреблении алкоголя. Поэтому отказываться не стоит, но при этом нужно следить за соблюдением процедуры теста. А ее-то как раз практически всегда нарушают сами инспекторы, пользуясь отсутствием у водителя элементарных знаний в области права.

Прежде всего, нужно запомнить два момента, которые чаще всего умышленно игнорируются сотрудниками: протокол и свидетели. По факту проверки инспектор обязан составить протокол, а само освидетельствование должно проводиться в присутствии двух человек. При них он достает алкотестер, рассказывает, как именно будет проводить освидетельствование, обязательно показывает свидетельство о госрегистрации и проверке прибора и лишь затем просит водителя подуть в трубку. Результаты заносятся в протокол. При этом, если тест показал менее 0,2 промилле, инспектор обязан написать в протоколе, что алкоголя не выявлено или он в пределах нормы, после чего выдать копию водителю и отпустить его.

Если же тест показал больше 0,2 промилле, инспектор должен спросить у водителя, согласен ли он с результатами. В случае согласия — а по сути, это признание в употреблении алкоголя — протокол передается в суд. Если же водитель уверен, что результаты ошибочны и заявляет о несогласии, инспектор не имеет права вписывать в протокол результаты. Он должен направить водителя в медучреждение, заполнив бланк направления, и именно туда заносятся показания алкотестера. Доставка к врачу осуществляется только на патрульном автомобиле. Если медицинская экспертиза признает водителя трезвым, его обязаны отпустить независимо от результатов алкотестера.

Но если он все-таки пьян, автомобиль должны заблокировать спецсредством. Попытки запугать водителя штрафплощадкой не имеют под собой никакого законного основания: эта мера применяется, только если автомобиль создает существенные помехи дорожному движению — например, перекрывает проезжую часть. И в любом случае владелец авто имеет право пригласить, например, своего знакомого или родственника с водительским удостоверением, чтобы тот отогнал машину домой.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРОСЯТ ОТКРЫТЬ БАГАЖНИК

Многих водителей интересует вопрос: насколько правомерно требование инспектора, например, открыть багажник? И вообще — имеют ли право проверять автомобиль и личные вещи в нем? Вопрос особенно актуален сейчас, когда подобные требования стали чаще и аргументируются смутными временами, а также участившимся ввозом оружия из зоны АТО.

Рассмотрим термины "осмотр", "досмотр". С ними, к сожалению, все неоднозначно, ведь на украинский язык и то, и другое переводится как "огляд". Именно это слово присутствует в Законе Украины "О милиции" в ст. 11, регламентирующей право на осмотр транспортных средств (п. 21) и досмотр (п. 6).

Но никакие разногласия в формулировках не дают права досматривать авто лишь по желанию сотрудника правоохранительных органов. П. 5 все той же статьи дает исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых (и, соответственно, их транспортных средств) может быть проведен досмотр.

1. Лица, подозреваемые в совершении преступления.
2. Лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано взятие под стражу.
3. Лиц, совершивших административные нарушения.

Чем же отличается осмотр от досмотра? При осмотре сотрудник может максимум заглянуть в салон. А требование открыть багажник — это уже досмотр. И тогда водитель имеет полное право потребовать указать причину и составить протокол об административном задержании либо задержании по подозрению в совершении преступления. Если водитель не совершал никаких противозаконных действий — оснований для составления протокола нет, а проводить досмотр без него не имеют права.

Если все-таки основания есть, нужно обязательно потребовать присутствия понятых: к сожалению, нельзя исключать ситуацию, что вам попробуют что-то подкинуть в багажник. И помните, что досмотр в любом случае проводится с согласия водителя. Самому открывать багажник, проникать в салон и копаться в бардачке — это уже даже не досмотр, а обыск. А он — исключительно уголовно-процессуальное действие и не входит в компетенцию патрульных служб. Если инспектор пытается проникнуть в автомобиль, немедленно фиксируйте эти действия на видео и звоните 102.