Никопольчане, для Вас 10 книжных новинок, которые стоит прочитать

К счастью, год выдался урожайным на шедевры литературы в украинских книжных магазинах, и скука нам не грозит.

1) "Стоунер", Джон Уильямс

Удивительная история романа "Стоунер" - это и есть литература, изданная в 1965 году книга американца Джона Уильямса о сыне бедных фермеров, посвятившем свою жизнь писательству, мало кем была замечена на Родине и, казалось бы, обречена на забвение. Тем не менее, невероятным образом она вернулась к читателю через 50 лет в статусе "величайшего американского романа, о котором вы никогда не слышали" (цитирую The New Yorker). По своей форме эта книга - скорее пересказ романа, чем роман. Шедевр, напоминающий о том, что перед лицом смерти жизнь рассказать невозможно. Ее можно только пересказать.

2) "Светила", Элеанор Каттон

Роман новозеландки Элеанор Каттон - самая длинная книга в истории Букеровской премии, в ней 832 страницы. Автор же - самый молодой лауреат, на момент присуждения премии Элеанор исполнилось всего 28 лет. "Светила" - это как бы викторианский как бы детектив. XIX век, золотые прииски на юге Новой Зеландии, загадочные убийства и исчезновения, кораблекрушения, опиум, проститутки, спиритические сеансы, призраки и - если вам этого мало - астрологическая надстройка, как бы связывающая тонкие нити сюжета. В сумме получаем не очередную второсортную псевдоисторическую безделицу, а весьма успешную попытку вернуть массовому читателю Большой Роман.

3) "Весь невидимый нам свет", Энтони Дорр

Вторая мировая война. Слепая французская девочка, изучающая моллюсков и читающая Жюль Верна шрифтом Брайля. Талантливый немецкий мальчик, ставший специалистом вермахта по радиосвязи. Тронувшийся умом дядя девочки, немецкие офицеры в поисках бессмертия, русские партизаны и осаждаемая бретонская крепость. Казалось бы, готовый набор для - как любят писать в аннотациях - "пронзительной истории о любви и смерти", но Энтони Дорр умудрился обойтись без розовых соплей и не скатиться в унылую пошлость. Великий роман о войне? Нет, просто хорошая история об опыте выживания и сохранении человеческого лица. Ну и Пулитцеровская премия, что говорит само за себя.

4) "Картахена", Лена Элтанг 

Четвертый роман одной из самых необычных русскоязычных писательниц нашего времени Лены Элтанг "Картахена" - это, по сути, продолжение первых трех. Персонажи "Побега куманики", "Каменных кленов", "Других барабанов", а теперь и "Картахены" гармонично выстраиваются в один ряд и поют всё ту же песню. Песню о невидимых нитях, связывающих литературу и жизнь, о тоске и невозможности быть собой (во всех смыслах этого слова), о том, что "на самом деле нет никакого самого дела". Как и предыдущие романы, новая книга прикидывается детективом со всеми положенными атрибутами жанра, но эти условности не более чем уступка читателю. Главное в текстах Элтанг - языковые узоры и оттенки. Волшебство, не меньше.

5) "Нулевой номер", Умберто Эко.

Не будет преувеличением сказать, что новый роман Умберто Эко - это событие. Один из главных постмодернистов эпохи, писатель, философ, историк-медиевист, публицист, специалист по семиотике и прочая давно приучил читателей, что скучно в его книгах не бывает. "Нулевой номер" Эко начал писать в 1994 году, но отложил на 10 лет, и книга вышла на итальянском только в начале этого года. В центре повествования - странная газета, призванная стать инструментом пропаганды. Странность заключается в том, что издание, наполненное выдуманными новостями, вчерашней аналитикой и фальшивыми гороскопами, никто не собирается печатать. Главное - имитация. Очень своевременный текст.

6) "Автохтоны", Мария Галина

Некий безымянный герой - совершенный никто, человек в плаще, - прибывает в город. Город тоже не назван. По большей части, это Львов (Собор, Рынок, Опера, Старый Рынок), но и Киев с Одессой. Зачем? Чтобы выяснить, что случилось почти 100 лет назад при постановке в местной опере "Смерти Петрония". Потрясающе сложный роман Марии Галиной - о том, что сейчас и всегда. О человеке и власти, о частной и общей истории, о мифологии и памяти. О мистике и обмане, об архивной пыли и ростках новой жизни, пробивающихся из этой пыли. О смерти как форме бессмертия. По-честному большая книга. Глыба.

7) "Щегол", Донна Тартт

Ещё один - наравне со "Светилами" - роман из разряда тех, что в последнее время отвоевывают утраченные позиции реализма и сюжетной стройности. Тео Декер, 13-летний школьник, чудом остается жив после взрыва в музее, в результате которого погибает его мать. Не только остается жив, но и становится обладателем картины "Щегол", шедевра Карела Фабрициуса. Далее автор тащит героя через всю Америку, через галерею различных персонажей и жизненных ситуаций. Получается эдакий сплав романа авантюрного и романа воспитания. Не бог весть какой основной посыл книги - что-то вроде "искусство спасет мир" - с лихвой компенсируется мастерством Донны Тартт в вопросе сюжетосложения. Не оторваться.

8) "Життя Марії", Сергій Жадан

По большому счету, когда выходит новый сборник стихов Сергея Жадана, то и говорить об этом как-то неловко. Безоговорочно украинский поэт №1, живой классик, гордость нации и так далее. "Життя Марії" - это 60 собственных стихов плюс 20 переводов из Чеслава Милоша. С каждым новым сборником Жадан всё ближе к библейским пророкам, как по масштабу, так и по точечным попаданиям слов.

9) "Європеана", Патрік Оуржеднік

Безумная, в хорошем смысле этого слова, книга. Французский чех Патрик Оуржедник написал, наверное, самую странную историю Европы ХХ века. Хаотичное перечисление цифр и фактов, демонстративная непричастность к событиям, инопланетная интонация рассказчика - эффект потрясающий. "Павших французов было всего 2681 км, а павших англичан 1547 км, а павших немцев 3010 км при средней длине одного тела 172 см. И всего во всем мире было 15 508 км павших воинов". Нарочито циничная манера изложения, тотальная ирония, побег в постмодерную игру - за всем этим угадывается единственный способ хоть как-то поместить в текст вес ужас "века необычайного".

10) "Не сподівайтеся позбутися книжок", Умберто Еко та Жан-Клод Кар'єр

Неспешная, как само чтение, беседа двух умных людей - это уже роскошь. Например, как редкое букинистическое издание. Умберто Эко и Жан-Клод Карьер - два профессиональных читателя, страстных библиофила, коллекционера и просто два человека, знающие о книгах всё. На протяжении двух с половиной сотен страниц они не упустят ничего, от определения культуры до физиологии чтения. Блестящий, пропитанный тонким юмором диалог в итоге показывает, что книга - как, например, колесо - является тем изобретением, которое невозможно усовершенствовать.